О причинах гражданского неповиновения по Лютеру.

Я сейчас перечитываю книгу о Мартине Лютере «На сём стою…» Роланда Бейнтона…
В связи с внутреннполитической обстановкой и кризисом власти на Украине, а также с неопределённостью в оценках происходящих событий с позиции христиан, актуальным показалось привести несколько высказываний известного богослова, родоначальника Реформации – Мартина Лютера. Почему именно Лютера? Во-первых, это авторитет для христиан-протестантов (и не только). Во-вторых, его можно считать «не заангажированным оппозиционностью» экспертом во внутренеполитических вопросах т.к. Лютер насаждал почитание государства и порицал выступления против него…

Но, хоть Мартин Лютер и относился с особым трепетом и даже пиитетом к государственной власти и теме повиновения ей, ссылаясь на 13 главу послания Римлянам, и, даже, заявил однажды: «Никто еще со времен апостолов не восхвалял гражданские власти так, как это делаю я»… Тем не менее, даже такой богослов (которого обвиняли в том, что он способствовал установлению политического абсолютизма) высказывается о том, что властям, если они правят не соответственно с законами Господа, совестью и нормами права, нужно смело указывать на их ошибки и противостоять вплоть до гражданского неповиновения.
Прислушиваются ли современные христиане к великому Реформатору?

Привожу ссылки на цитаты Лютера (глава 14, (Роланд Бейнтон, «На сем стою. Жизнь Мартина Лютера»))

«Если управитель города позволяет себе руководствоваться личными чувствами, то он сам дьявол. Он обладает правом стремиться к восстановлению порядка законным образом, но никак не мстить за себя, используя свое положение».

Оно (гражданское неповиновение — прим. моё) становилось не правом, но обязанностью при двух обстоятельствах: «В случае, если управитель нарушает первые три из десяти заповедей, касающиеся религии, скажи ему: «Любезный господин мой, я обязан повиноваться тебе своей жизнью и имуществом. Повелевай мною в пределах своей власти на земле, и я повинуюсь. Но если ты говоришь мне убрать долой книги — речь идет о Новом Завете.., — я не повинуюсь, ибо в этом ты тиран«. Во-вторых, князю не следует повиноваться, если он требует служить ему в войне, очевидно несправедливой, как было, когда Иоахим Бранденбургский набрал войско, объявив, что пойдет против турок, а в действительности против лютеран. Солдаты дезертировали с сердечного одобрения Лютера: «Поскольку Бог повелевает нам оставить отца с матерью ради Него, то уж, безусловно, Он призывает нас оставить господ ради Него»».


Лютер возражал против подчиненности Церкви гражданским властям. Священнослужитель должен быть наставником управителя.
«Мы должны омыть одежды управителя и очистить уста его, смеется ли он или пребывает в ярости. Христос наставляет нас, проповедников, не утаивать истину от господствующих, но увещевать их и обличать в несправедливостях их. Христос не говорил Пилату: «Нет у тебя власти надо Мною». Он сказал, что есть у Пилата власть, но добавил: «Не ты источник этой власти. Она дана тебе от Бога«. Посему Он укорял Пилата. Так должно поступать и нам. Мы признаем властвующих, но мы должны укорять своих Пилатов в их преступлениях и самоуверенности. Тогда они скажут нам: «Вы оскорбляете величие Божье» — на что ответим: «Мы снесем те страдания, которые вы причиняете нам. Но молчать и притворяться, будто вы творите добро, когда вы творите зло, мы не можем и не будем«. Нам должно исповедовать истину и осуждать зло. В этом суть огромного различия между тем, чтобы переносить страдания и чтобы хранить молчание. Мы должны страдать. Молчать мы не должны. Христианину надлежит нести свидетельство об истине и умирать за истину. Но как может умереть за истину тот, кто прежде не исповедовал истину? Таким образом, Христос показал, что Пилат действительно наделен властью от Бога, и в то же время обличил его за дурные дела«.

Остаётся добавить Слова Христа: «Иди и поступай так же» (Евангелие Луки 10:31)
Аминь.

Оставить комментарий

Please log in to leave a comment